Народы
 

ЧЕРКЕСЫ, адыгэ (самоназвание), народ группы адыгов в Российской Федерации. Численность 50,8 тыс. человек. В прошлом предков современных Черкесов соседние народы называли "кабардинцы", "бесленеевцы" или "адыги". Живут также в странах Ближнего Востока, куда переселились во 2-й половине 19 века. Здесь под названием "Черкесы" часто объединяются выходцы из адыгов и других народов Северного и Западного Кавказа, эмигрировавших после присоединения Кавказа к России.

Язык кабардино-черкесский (общий с кабардинцами) абхазо-адыгской группы северокавказской семьи. Верующие - мусульмане-сунниты.

Название "Черкесы", вероятно, восходит к "керкет", как называли древнегреческие авторы одну из групп адыгского населения северо-восточного побережья Чёрного моря. Современная Черкесия была заселена адыгами в 5-7 веках. В 12-13 веках часть адыгов переселилась на Терек, основав здесь княжества Большая и Малая Кабарда, власть которых распространялась и на Черкесию. В конце 18 - начале 19 века происходило массовое переселение кабардинцев в Черкесию.

Другим основным компонентом в формировании современных Черкесов были бесленеевцы. Первые сведения о них в русских документах относятся к 16 веку. В 16-18 веках они были известны как бесленейцы, беслинцы, бесленейские черкасы, а занимаемый ими район - Бесленей, Бысленей, Бесленейские кабаки.

В 1922 образована Карачаево-Черкесская АО (разделившаяся в 1926 на Карачаевскую АО и Черкесский национальный округ, с 1928 - АО; в 1957 они были вновь объединены), в 1991 преобразована в республику.

Основное занятие - отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот; до принятия мусульманства разводили также свиней). Особое место занимало разведение лошадей кабардинской породы.

Традиционное ремесло было в основном связано с обработкой скотоводческих продуктов: выделка сукна, изготовление одежды, бурок и т.п. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у соседних народов. На юге Черкесии была развита обработка дерева. Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело.

Черкесы были объединены в независимые сельские общины, имевшие свои органы самоуправления (в основном - из зажиточных общинников). Их члены были связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на народных собраниях. Сохранялись патрилинейные родственные группы (члены которых иногда образовывали особые кварталы в селениях), обычаи кровной мести, гостеприимства, куначества. Большая патриархальная семья, включавшая несколько поколений и насчитывавшая до 100 человек, преобладала до 18 века. Семейные общины частично начали возрождаться в конце 19 века. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты распространялись на всех родственников по обеим линиям, на потомков людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и сорорат, аталычество, фиктивное родство. Браки заключались через уплату калыма.

Возникновение большей части современных аулов Черкесии датируется 2-й половиной 19 века. В 19 - начале 20 века было основано 12 аулов, в 20-х годах 20 века - 5. Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно фасадом на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. Состояло из одной или нескольких комнат (по числу в семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отдельная постройка. У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным дымарём, внутри которого устанавливали перекладину для подвешивания котла. Хозяйственные постройки также делались из плетня, часто имели круглую или овальную форму. Современные Черкесы возводят квадратные многокомнатные дома.

Традиционный мужской костюм - черкеска, бешмет, штаны, меховая шапка с суконной тульёй, бурка, наборный пояс, на ногах - чувяки, ноговицы, у богатых - красные сафьянные сапоги, шитые золотом. Сейчас только некоторые имеют полный комплект национального костюма и появляются в нём по праздникам.

Женская одежда в самом полном варианте сложилась в 19 веке. Платье имело разрез от пояса до полу. Нарядное платье шилось из шёлка или бархата, украшалось галуном и вышивкой. Платье красного цвета разрешалось носить только знатным женщинам. Платье подпоясывали серебряным поясом. Сверху надевали вышитый кафтанчик из тёмно-красной или чёрной материи, украшали золотым и серебряным галуном, серебряными застёжками. Обувь, сделанная из кожи, вышивалась серебром. Головной убор черкешенки зависел от её возраста и семейного положения: девочки ходили в платках или с непокрытой головой, взрослые девушки и молодые женщины (до рождения первого ребёнка) носили "золотую шапочку" с высоким твёрдым околышем, украшенным галуном и вышивкой, и верхом из сукна или бархата; поверх накидывался тонкий шёлковый платок; после рождения ребёнка женщина совершенно закрывала волосы тёмным платком (концы его пропускались сзади под косами и завязывались на темени особым узлом) и шалью. Современные черкешенки носят национальные платья только по праздникам.

Летом питаются преимущественно молочными продуктами и овощами, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из пресного теста, который употребляют с калмыцким чаем (зелёным с солью и сливками). Выпекали также дрожжевой хлеб. Широко употребляются кукурузная мука и крупа. Излюбленным блюдом остаётся курица или индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и говядину едят варёными, обычно с приправой из кислого молока с толчёным чесноком и солью. После варёного мяса обязательно подают бульон, после жареного - кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и по большим праздникам готовят бузу. По праздникам делают халву (из поджаренной пшённой или пшеничной муки в сиропе), пекут пирожки.

В фольклоре центральное место занимают сказания на общеадыгские сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джегуаки). Распространены песни-плачи, трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты - скрипка, бжамей (свирель), пхарчач (ударный инструмент), различные бубны, на которых играли руками и палочками. В конце 18 века у русских была заимствована гармоника, на ней играют главным образом женщины, на остальных инструментах - мужчины.

В 14-15 веках Черкесы считались христианами. Христианство проникло сюда из Византии и Грузии в 10-12 веках. В 14 веке сюда стал проникать ислам. Окончательно исламизированы Черкесы к 18 веку, но следы христианства сохранялись в Черкесии вплоть до 20 века. Черкесы поклонялись многим древним божествам - богу плодородия Тхагаледжу, покровителю охоты Мазытхе, пчеловодства - Мериссе, крупного рогатого скота - Ахину, коз и овец - Ямшу, верховой езды - ЗейкIуэтхэ, богу молнии и грома Шиблэ, металла и кузнецов - Тлепшу.

По данным  Переписи населения 2002 года численность черкесов, проживающих на территории России, составляет   61 тысячу человек.

Меню
Абхазы
Армяне
Балкарцы
Буряты
Грузины
Даргинцы
Ингуши
Кабардинцы
Калмыки
Карачаевцы
Карелы
Казахи
Киргизы
Коми
Лезгины
Манси
Монголы
Нанайцы
Ненцы
Осетины
Саамы
Таджики
Чеченцы
Черкесы
Чуваши 
 
Hosted by uCoz